Новости
26 мая 2018, 12:34

Не молот железо куёт...

Первые навыки получил в школе Олега Алексеева нельзя было даже «за уши вытащить» из кабинета трудового обучения в школе № 20 города Щёкино. Учитель-«трудовик» отмечал трудолюбивые руки, любознательность ученика, старался уделить ему больше внимания, передать как можно больше знаний. А знаний, полученных на уроках труда, Олегу было мало. То ли дело – профильный кружок! Парень с удовольствием осваивал токарные станки по обработке дерева и металла. Даже дверные ручки для школы изготавливал сам. - Благодарен до сих пор учителю труда за уделённое мне внеурочное время. Ведь параллельно с приобретением навыков развивались и мышление, и фантазия, - вспоминает Олег Алексеев. После школы пошёл учиться в Тульский экономический техникум, выбрал специальность «техник-механик». Наш герой работал на многих щёкинских предприятиях, именно там, где надо было «вкалывать». Руки не боялись работы, но душа требовала чего-то иного, более творческого. Столица многому учит В 90-е, когда зарплату стали выдавать нерегулярно, устроился в бригаду артельщиков, сваривающих и устанавливающих подъездные и гаражные двери. Потом подался на заработки в Москву. - Два года трудился в художественной мастерской. Увидел объявление, приехал, взяли простым рабочим. Тут убедился, что разнорабочий - и кузнец, и сварщик, и слесарь-сборщик. Занимались всем, что можно сварить: делали заборы, перила, козырьки, колпаки на заборные столбы, арочные своды для беседок, ограды, цветочницы, лавочки, стелы. Присматривался к эксклюзивным поделкам профессионалов, - признался Олег. – Поражало умение мастеров работать с металлом: из банальной железяки они творили произведение искусства – розочку, причудливую подставку для пепельницы и другие предметы интерьера. Именно в столице понял, что помимо аккуратности нужен и темп в работе. И финансовые мерки в Москве абсолютно другие. Есть люди, готовые потратиться на удовлетворение своих капризов. Они и слышать не хотят, что работа – кропотливая, ответственная. Каждую маленькую отлитую либо выкованную деталь надо два раза зачистить, дважды прогрунтовать, затем дважды покрасить. И ведь каждый клиент желает, чтобы его заказ был неповторимым, уникальным. Одним подавай «под золото» или «серебро», другим по душе фиолет. Многие заказчики требовали оформить изделие «под благородную старину». А это уже требует кропотливого процесса патенирования – нанесения специальной кистью специфической краски по рисунку. Тут тоже свои нюансы: по чёрному фону лучше серебром, по красному – зеленью. Одни видят у себя матовые либо глянцевые покрытия изделия, другие – имитирующие бархат (с мелкими ворсинками), или с молотковым покрытием («пупырчатые»). Но все эти изыски хороши при одном, элементарном условии: изделия не должны находиться под прямым попаданием солнечных лучей. Будь то мелкая безделушка или массивная дверь – только внутри помещения. Иначе ультрафиолет разъест покрытие, и краска начнёт отслаиваться… Помню, одна дама появилась с набором фотографий и желанием иметь точно такую же винтовую лестницу у себя дома. Опытный глаз определил необычность и возраст конструкции. Кроме фото у неё – лишь огромное желание и готовность хорошо заплатить. На вопрос, откуда оригинал, она просто сразила ответом: «Из Франции, из родового замка одного из Людовиков»! Сразу поняли: клиент с Рублёвки… Голову поломали, но пришлось делать «под Людовиков», - делится одним из московских рабочих эпизодов мастер. Больше, чем хобби Всё когда-нибудь заканчивается… И с Москвой пришлось расстаться. Да только полученные там навыки ещё больше раззадорили нашего героя. Творческие горизонты в полной мере раскрылись перед Олегом уже на родине. И работа пошла для себя, для души, без ограничивающих рамок. У нас-то ведь не куют километрами… Сегодня из-под молота в умелых руках выходят изделия на любой вкус. Кованые ручки и витиеватые подсвечники, мостики для дачного участка и подхваты для смородиновых кустов. Мастер может сделать даже изысканный французский балкон! Кстати, Олег признался, что хочет поработать с булатом. Той самой дамасской сталью, шедшей на знаменитые мечи, которые, прежде чем обретут окончательные форму и вид, древние мастера сковывали и расковывали по двадцать (!) раз. И секрет которой, к сожалению, утерян. Последние сведения о стали в России связаны со Златоустом, где в середине XIX века была построена сталелитейная фабрика. Там отливались шашки для царской армии. - Не всегда, честно говоря, с металлом можно работать, как с пластилином. Ведь на первой стадии самое главное что? Правильно – не перекалить. Слышали выражение: «Довести до белого каления»? Правильно сказано. До белого – начинает пузыриться, всё, заготовку можно выбрасывать. Если не догрел немного – у него малиновый оттенок. А вот красный цвет – то, что надо, - делится секретом Олег. – А с чего всё начинается? Делается эскиз, подбирается металл. И тогда уже – смело за дело! На угольном горне, предварительно разогретом, подвергаю термической обработке «болванку». По её объёму, толщине подбираю клещи, такие специальные ухватики соответствующего диаметра. «Болванку» постоянно переворачиваю. Покраснела – сразу же на наковальню и в обработку. Тут же выбираю кувалдочку соответствующего веса – чтобы не перешибить, не перемять. А для мягких металлов (медь, латунь и др.) вообще нужна медная кувалда. Если изделие будет витым, использую специальные оправки для загибания, выкручивания. То есть хожу с зажатым изделием вокруг наковальни. С мелкими деталями (листочки и прочее) – другая технология. Вырезаю будущую форму, разогреваю и проминаю все выпуклости или впадины в воронке. В основном будущие изделия – сборные, комбинированные. Тут, сами понимаете, нужна сварка. А отделка, покраска – это потом. Главное – захотеть, взяться и сделать, – подвёл итог Олег Алексеев. И он прав. Надо просто делать!
comments powered by HyperComments

Интересное









Евтушенко в моей жизни был всегда… Евтушенко в моей жизни был всегда…
http://monavista.ru/images/uploads/79b47d882a3689060ae4d57283ec8bbe.jpg
Письмо с моей фермы Письмо с моей фермы
http://monavista.ru/images/uploads/92eb5c9944f25688043feb2b9b01e0f2.jpg
Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов
http://monavista.ru/images/uploads/08009197b894c4557dc9c7177e803f77.jpg